RU EN

Книга Александра Долгина

Как нам стать договоропригодными,
или Практическое руководство по коллективным действиям

Начала экономической теории клубов Гонорары от Долгина

Манифест новой экономики. Вторая невидимая рука рынка.

В книге автор уделяет большое внимание «новой экономике» — экономике клубов, то есть различным объединениям людей, создаваемым в их же интересах. Это могут быть коллективные сообщества проживающих вместе граждан или более сложные формы объединений для совместной культурной и политической деятельности. 

В книге есть ряд прорывных глав. Одна из них — «Эволюция второй руки». Открытие принципа действия «невидимой руки» — величайшее достижение экономической мысли. С помощью именно этой метафоры Адам Смит объяснял в свое время, как рынки, а с ними и огромные зоны человеческой деятельности регулируются без прямого обмена информацией между людьми — через цены, баланс спроса и предложения. До недавнего времени никто и помыслить не мог о другом типе координации, поскольку коммуникации были запретительно дороги. 

Данный механизм, изложенный в книге Долгина, позволяет многое понять в современном жизнеустройстве. 

«Вторая рука» существовала всегда, только действовала более скрыто, чем первая. Имеется в виду система статусных различий, которая издревле управляла людьми. Интересы, которыми дирижирует вторая рука, затрагивают и деловую сферу жизни, и личностную. Она действует с помощью знаков, а не цен, выстраивает табели о рангах не только имущественные, но и культурно-символические. Люди выбирают вещи по вкусу и по карману, благодаря сигналам, которые подают эти вещи; объединяются, дистанцируются, соперничают с другими людьми, параллельно выстраиваются в двух главных координатах — денежной и культурной. 

Если «первая рука» управляет обращением товаров и услуг, то «вторая рука» отвечает за регуляцию клубов и отношений. Первая действует через производителей, которые реагируют на спрос, вторая — через потребителей, которые предъявляют спрос на те или иные товары, необходимые для обозначения различий. 

Экономика производит для людей сигнальную систему, эффективность которой зависит от скорости, трудоемкости и полноты взаимного «просвечивания». А это, в свою очередь, влияет на качество окружения, в котором живут люди, на набор жизненных сценариев, которые они могут выбрать, на качество потребляемых товаров и услуг, на содержательность коммуникаций и, в конечном счете, на качество личностного времени, качество жизни и «ощущение счастья». 

«Манифест новой экономики. Вторая невидимая рука рынка» Александра Долгина издан под грифом «creative commons». Полнотекстовая версия книги выложена для чтения и скачивания на сайте www.adolgin.ru

Высшая школа экономики
21.09.2010