RU EN

Книга Александра Долгина

Как нам стать договоропригодными,
или Практическое руководство по коллективным действиям

Начала экономической теории клубов Гонорары от Долгина

Новой экономике приделали «вторую невидимую руку рынка»

15 сентября в РАМИ «РИА Новости» прошла презентация книги Александра Долгина «Манифест новой экономики. Вторая невидимая рука рынка». 

В то время как ведущие экономисты всех стран, вооружившись традиционной экономической теорией, анализируют причины мирового финансового кризиса или ищут ответ на простой на первый взгляд вопрос, куда исчезала гречка на локальном российском рынке, профессор ГУ-ВШЭ, по совместительству управляющий рекомендательным сервисом Имхонет А.Долгин рассказал о своем открытии - главном рычаге постиндустриальной экономики, при помощи которого она постепенно вытесняет староукладную и архаичную - индустриальную. 

Как считает автор открытия, новая экономика – это в первую очередь "экономика клубов, т. е. различных объединений людей по интересам". С точки зрения экономики клуб позволяет производить коллективные блага с разумными издержками и создает предпосылки для продуктивной совместной деятельности. Для примера А.Долгин привел простую задачку с бассейном. Если одной семье дорого его содержать, а поплавать хочется, то начинается поиск партнеров, но с условием, чтобы бассейн был всегда наполнен чистой водой и при этом не был переполнен купальщиками. Так образуется клуб «Бассейн» с ограниченным членством. Аналогичным образом на основе партнерства, а не вытеснения, могут решать свои инфраструктурные и прочие, например, проблемы выгодных коллективных закупок, частные компании и даже корпорации. Клуб в современной экономике – ключевая форма бытования общества. Чем разнообразнее и доступнее клубы, тем лучше само общество. 

Одна из прорывных глав книги «Эволюция второй руки» развивает открытие Адама Смита, который в свое время, пользуясь метафорой «невидимая рука рынка», объяснил, как рынки регулируются без прямого обмена информацией между людьми регулируются через цены и баланс спроса и предложения. А.Долгин открыл новый способ координации рынка: бурное развитие IT-индустрии привело к удешевлению средств коммуникации, и сегодня любое высказывание, в том числе о качестве товара, доступно всем и сразу. Благодаря этому в дополнение к адамсмитовской руке заработала вторая невидимая рука, действующая не по принципу наблюдения за ценами, а следящая за тем, кто какие товары покупает и с каким эффектом. Автор признает, что вторая рука существовала всегда, так как система статусных различий управляла людьми всегда. Но в новых условиях она стала претендовать на роль ведущей, так как интересы, которыми она дирижирует, затрагивают и деловую и личностную сферы жизни. Вторая рука диктует продуктовое разнообразие и темп его обновления, с помощью которого люди маркируют статус, вкус, принадлежность к группе или страте. Люди покупают вещи по вкусу и карману и, благодаря сигналам, которые подают вещи, объединяются или дистанцируются, соперничают с другими людьми. 

Если первая адамсмитовская рука управляет обращением товаров и услуг, то вторая рука отвечает за регуляцию клубов и отношений. Таким образом, согласно теории А.Долгина, первая рука действует через производителей, которые реагируют на спрос, а вторая – через потребителей, которые формируют спрос на товары, необходимые им для обозначения различий. 

Как считает А.Долгин, существующий жизненный уклад оценивается критиками мира потребления с неверных позиций. И современное общество потребителей более гуманно, чем кажется, так как многое в нем строится не на жажде людей к наживе, а из простого стремления к счастью. 

По мнению автора нового манифеста, у современных экономистов нет полноценной теории. «И как они не стараются сделать вид, что у них в руках есть связка золотых ключей для решения всех проблем, практика показывает обратное. Причина в том, что пласты человеческого существования сместились в те сферы, где экономика теряет почву», - считает он. 

А.Долгин пояснил, что традиционная экономика привыкла рассматривать человеческий ресурс как труд - умственный или физический. Но в новых условиях таким ресурсом стал отдых человека. «На рынке наблюдается растущий дефицит этого ресурса – не хватает глаз, носов и ушей, готовых получать удовольствие от всего, что научилось производить человечество», - убежден автор нового манифеста. 

Два профессора экономики, принявшие участие в презентации, были едины в том, что книгу обязательно надо прочесть. Доктор экономических наук, профессор, первый проректор ГУ-ВШЭ Лев Якобсон отметил, что согласен, что новая экономика и общество в целом будет все больше строиться на принципах коммуникаций и солидарности. В новой экономике сотрудничество в противоположность конфликту начинает играть все более важную роль. «Если Адам Смит изучал, как противостояние приводит к росту общественного благосостояния, то сегодня не менее важно изучать, каким образом сотрудничество и кооперация могут привести к росту благосостояния. Если в традиционной экономике главной проблемой было ограничение ресурса – например, мало хлеба, и т.п., то сегодня проблемой становится ограничение ресурса восприятия личности», - пояснил ученый. 

Доктор экономических наук, профессор, завкафедрой прикладной институциональной экономики МГУ, президент Института «Общественный договор» Александр Аузан считает тезисы о новой экономики спорными. Например, появление электронных платежей не отменили деньги как таковые. Новое, по его мнению, не вытесняет старое, а сосуществует с ним. Причем с крахом системы исчезает и то, и другое. Кроме того, вторая невидимая рука рынка как обмен статусами и символическое положение в обществе, связанное с владением собственностью, существовало задолго до появления демонстративного потребления, характерного для класса «новых русских» в середине 90-х гг. прошлого века. 

«Скорее, мы можем говорить не о новой теории и не об открытии новых механизмов координации рынка. Полезность книги в том, что она изучает новые технологии сбыта и продвижения продукта в Интернете», - заключил ученый.

ИА «Альянс Медиа»
20.09.2010