RU EN

Книга Александра Долгина

Как нам стать договоропригодными,
или Практическое руководство по коллективным действиям

Начала экономической теории клубов Гонорары от Долгина

Экономика дарения и клубная фильтрация

Многое из того, что не улавливается экономикой традиционной, проходит по ведомству новой экономики. Книга о том, как действовать, чтобы выявить эти составляющие, вовлечь их в работу на благо общества

Цены дают информацию о соотношении спроса и предложения. Однако это не вся информация, которую можно извлечь из отношений производителей и потребителей. 

В области дигитальной культуры — того, что скачивается в Сети, — не действуют некоторые законы обычной экономики, например закон предельной полезности: товар не может быть дефицитен в мире бесплатных копий. Многие дигитальные товары продаются по одной цене, независимо от качества. Причина в том, что у покупателей недостаточно информации о бесчисленных дисках, книгах и фильмах. Всего слишком много, а пока не попробуешь — нельзя ничего сказать о качестве. Покупатель оказывается в ситуации свободного выбора перед морем продукции. Но богатый выбор — это и плохой выбор. За него приходится платить тратой времени, нервов, неудовольствием при опробовании негодных образцов.

Неспособность потребителя оценить качество продукта запускает тенденцию ухудшающего отбора, в результате чего плохие товары вытесняют хорошие. Если потребитель не в состоянии сразу оценить качество товара, то продавцам выгодно подсовывать барахло, а за одинаковыми обложками не углядеть разницы содержания. Таков выбор «культурных» товаров через Сеть.

Итак, продавцы снижают качество, покупатели теряют время. А привычные институты — страховка, реклама — плохо справляются с ситуацией на рынке продуктов культуры. Не говоря уже о сопряженных проблемах — копирайта, размера оплаты труда автора-творца и проч.

Александр Долгин предлагает развивать новый социальный институт: коллаборативную фильтрацию — один из видов краудсорсинга, решения проблем через обращение к мнению «толпы», сообщества волонтеров, через использование коллективного разума и труда.

Примеры таких бесплатных коллективных действий весьма впечатляют. Это и перевод седьмой книги Гарри Поттера сетевыми энтузиастами, и Википедия, бесплатно создаваемая добровольными редакторами, и проект DMOZ, придуманный волонтерами онлайновый каталог ресурсов Сети, который стал сейчас каталогом Google. Это Linux, My SQL, Firefox — системы с открытым программным кодом, сайты Last.FM и «Имхонет». Коллаборативные фильтры работают против ухудшающего отбора, позволяя находить объекты и информацию в соответствии со вкусом и предпочтениями каждого конкретного человека.

Александр Долгин считает, что важнейшие задачи фильтрации мнений можно решить современными техническими средствами в социальных сетях. Пользователи, по мысли автора «Манифеста новой экономики», должны совершать очень привычные в таких сетях действия — оценивать свой выбор, удовлетворенность разными дигитальными товарами. Оценки не пустые, не просто баллы, а деньги. Суть в том, что платежи за продукты культуры разбиваются на две части — стартовую за просмотр и последующую, добровольную, когда пользователь сам назначает цену своего удовлетворения. Доверительные рекомендации, поддерживаемые репутацией в группе близких по вкусам людей, дополняют эту систему добровольного платежа. Такая совокупность инструментов, по мнению Долгина, решает многие проблемы, например сложнейшую проблему копирайта.

Современное общество, раздробленное на бесчисленное множество клубов, кругов, интересов, может получать доход от этого своего устройства. Репутация в своем кружке заставляет не врать и не ловчить, вызывает доверие к рекомендациям и добровольные платежи за отсмотренный товар. Люди эксплицируют свои мнения, суждения, оценки и тем самым производят информацию, а потом сами же ее потребляют. Это «вторая невидимая рука» рынка, информация, передаваемая помимо цен, и она может быть использована для более точного и успешного потребления, для снятия проблем выбора при покупке.

Ячейка нового общества — круг интересов, клуб знакомств. Человек готов многим жертвовать за репутацию, и именно личная репутация, этот культурный институт, соединяется с экономикой дара, добровольных платежей, чтобы организовать устройство нового общества, окруженного интернетом с его социальными сетями. Кроме рыночных цен начинает работать система авторитетов и статусов культуры, и эти статусы используются для успешного функционирования рынков товаров культуры. Предлагается решение вопроса об измерении субъективной ценности информации — через постфактумные платежи (дарительные деньги) и коллаборативную фильтрацию. Этот сложный способ соответствует сложности задачи, ведь то, что предлагается, — способ измерения таланта. Как деньги измеряют богатство, так «плюсодины» в социальных сетях измеряют честь.

Можно заметить, что рассуждения о даримых деньгах и о создании нового культурного социального института приводят к идее сети с унифицированными неанонимными пользователями. Ведь репутация — штука личная, привязанная к постоянному пользователю данного ресурса, сайта. Распространение системы репутаций — это создание единого пользовательского аккаунта для всех сайтов. Невольно возникает представление о прозрачной тюрьме, где все действия пользователей контролируются, учитываются… Тем более что последняя глава книги — о политике и использовании того же механизма фильтрации мнений для выявления политических предпочтений. Прозрачная тюрьма, описанная Фуко, сама собой складывается из мечтаний о сетевом будущем. Из самых лучших побуждений. Необходимое ли это следствие или от этого пути можно уклониться?

Любарский Георгий, Эксперт
21.02.2012