RU EN

Книга Александра Долгина

Как нам стать договоропригодными,
или Практическое руководство по коллективным действиям

Начала экономической теории клубов Гонорары от Долгина

Манифест новой экономики. Вторая невидимая рука рынка

Вторая рука существовала всегда, только действовала более скрыто, чем первая

В издательстве АСТ минувшей осенью вышла новая книга известного экономиста Александра Долгина. В своем труде ведущий теоретик и аналитик современной экономики попытался ответить на вопрос: как субъективные интересы людей влияют на рыночную экономику? В ходе исследования автор приходит к открытию «второй невидимой руки рынка», вслед за Адамом Смитом выявляя независимые объективные факторы, непосредственно влияющие на образование спроса и предложения. Автор делает множество интересных предположений и пытается объяснить, зачем обществу так много товаров, как связаны между собой талант, успех и «звездность», как заработать в социальных сетях, как измерить материально культурные ценности, почему бедным выгодно заниматься меценатством и, наконец, что же такое клубная экономика, лежащая в основе предложенной теории.

В своих рассуждениях Александр Долгин отталкивается от идеи о том, что новая экономика это, прежде всего, экономика клубов, различных объединений людей, создаваемых в их интересах. В клубе складывается благоприятная среда обитания уникальных личностей, населяющих социум. Качество жизни конкретного человека зависит от того, что за люди его окружают, а также от характера взаимодействия с ними. Клуб создает предпосылки для продуктивной совместной деятельности. Это касается самых разных областей жизни, больших и малых вопросов: от проблем ТСЖ и экономически выгодных коллективных закупок до высших форм культурной и политической активности. Поэтому клуб — ключевая форма бытования общества.

В книге есть ряд прорывных глав. Главная из них — «Эволюция второй руки». Открытие принципа действия «невидимой руки» — величайшее достижение экономической мысли. С помощью этой метафоры Адам Смит объяснил, как рынки, а с ними и огромные зоны человеческой деятельности, регулируются без прямого обмена информацией между людьми — через цены и баланс спроса и предложения. До недавнего времени никто и помыслить не мог о другом типе координации, поскольку коммуникации были запретительно дороги. С появлением IT-индустрии, электронной почты и поисковых машин они сильно подешевели. Наладился обмен из уст в уста, когда частное высказывание передается не по цепочке, а становится доступно всем и сразу. Благодаря этому в дополнение к знаменитой адамсмитовской в полную мощь заработала вторая невидимая рука. Этот механизм, изложенный в книге, позволяет понять многое в современном жизнеустройстве. В основе принципа действия второй руки наблюдение не за ценами, а за тем, кто какие товары/услуги покупает и с каким эффектом. Строго говоря, вторая рука существовала всегда, только действовала более скрыто, чем первая. Имеется в виду система статусных различий, которая издревле управляла людьми.

Способ действия второй руки — продуктовое разнообразие и темп его обновления, с помощью которого люди маркируют статус, вкус, принадлежность к группе и страте. Зачем это нужно? Чтобы поддерживать необходимые контакты и входить в нужные круги. Таким образом, интересы, которыми дирижирует вторая рука, затрагивают и деловую сферу жизни, и личностную. Вторая рука, в отличие от первой, управляет сложными знаками и действует с помощью знаков, а не цен (которые, впрочем, вычитываются из знаков). С помощью них она выстраивает табели о рангах не только имущественные, но и культурно-символические. Люди выбирают вещи по вкусу и по карману, и благодаря сигналам, которые подают эти вещи, объединяются, дистанцируются, соперничают с другими людьми. Они видят тех, кто ниже себя, равных себе, а также тех, до уровня которых хотели бы подняться. Эти «выше» и «ниже» выстраиваются параллельно в двух главных координатах — денежной и культурной. В то время как первая, адамсмитовская, рука управляет обращением товаров и услуг, вторая рука отвечает за регуляцию клубов и отношений. Первая рука действует через производителей, которые реагируют на спрос, вторая — через потребителей, которые предъявляют спрос на те или иные товары, необходимые им для обозначения различий.

Из книги Александра Долгина становится ясно, что существующий жизненный уклад оценивается критиками общества потребления с неверных позиций, по неправильным критериям, а потому несправедливо.

В действительности, современное общество гуманно. Оно стремится наилучшим образом отвечать интересам свободной личности. Многое проистекает в нем не из одной капиталистической жажды наживы, как принято сетовать, а прежде всего из нормальной тяги людей к счастью. Экономика производит для людей сигнальную систему, эффективность которой зависит от скорости, трудоемкости и полноты взаимного «просвечивания». А это, в свою очередь, влияет на качество окружения, в котором живут люди, на набор жизненных сценариев, которые они могут выбрать, на качество потребляемых товаров и услуг, на содержательность коммуникаций и, в конечном счете, на качество личностного времени, качество жизни и ощущение счастья.

apn.ru
02.12.2010