RU EN

Книга Александра Долгина

Как нам стать договоропригодными,
или Практическое руководство по коллективным действиям

Начала экономической теории клубов Гонорары от Долгина

Институциональные эксперименты Александра Долгина

Вышла новая книжка Александра Долгина, автора «Экономики символического обмена». Она называется «Манифест новой экономики». Мы (первый проректор Высшей школы экономики Лев Якобсон, автор книги и я) всесторонне ее обсудили на прошлой неделе в РИА «Новости» — дискуссия вышла довольно забавной.

Чем интересна книжка? Я бы вообще читал ее с конца. Там даны таблицы, которые представляют собой верхушку айсберга большого эксперимента, который затеял институциональный экспериментатор начала XXI века Долгин. Эксперимент этот связан с попыткой новой оценки культурных благ (кино, театра, книг и т. д.) и формирования клубной структуры вокруг этого. По Долгину, «новая экономика — это экономика клубов, назначение которых — удовлетворять потребности человека в качественных коммуникациях».

Но его таблицы мне кажутся гораздо интереснее разговоров о новой экономике, потому что они позволяют высказывать любопытные гипотезы. В частности, гипотезу о существовании некоторой константы удовлетворенности: статистика показывает, что люди, как правило, самые важные вещи оценивают на 8 из 10 баллов. Неважно, кино они оценивают, книжку или театральную постановку.

Что же касается самой книги и приложений, то там сформулированы две достаточно серьезные вещи. Во-первых (и я с этим соглашусь), все тяжелее удерживать права собственности на многие интеллектуальные продукты. Отсюда — Web 2.0, Web 3.0, то есть попытка создать совершенно нехарактерные для рынка и частной собственности механизмы координации, когда люди, отказываясь от собственности на какой-то элемент продукта, пытаются что-то сделать вместе.

А второе, естественным образом связанное с этим, поскольку издержки все же как-то надо покрывать, — такая забавная штука, как оплата постфактум. Фактически Долгин объясняет, когда вы согласны платить, уже получив интеллектуальный продукт, — когда вы часть определенного клуба, когда вам неловко, приняв условия игры, не выполнить их и вообще ничего не заплатить.

Поскольку это основано и на рассуждениях, и на реальных экспериментах, это довольно важно. И мне очень жаль, что Александр Борисович Долгин до сих пор не опубликовал для мира вот эти его страшно интересные эксперименты. Я уже три года убеждаю его это сделать!


Александр Аузан. Сноб.
02.11.2010